Страницы: 1 ,2 ,3 ,4 ,5 ,6
ЖЕЛАНИЕ ПРИВОДИТ К ОТЧАЯНИЮ
Однажды группа из 80 человек отправилась в Нью-Йорк на конференцию. Для них были забронированы места в шикарном отеле-небоскрёбе. Глава группы попросил, чтобы их поселили на 20-м этаже. Он подумал, что с такой высоты они смогут любоваться панорамой всего города. Выбрав последний этаж, он хотел порадовать всю группу.
Конференция закончилась, и участники устремились в магазины, чтобы перед отъездом купить подарки и сувениры. Завершив свой «шопинг», они вернулись в отель, нагруженные пакетами и свёртками. Но оказалось, что лифт вышел из строя, и теперь им предстояло подняться пешком на 20-й этаж. Чтобы убить время и скрасить нудный монотонный подъём, они придумали развлечение – по очереди рассказывать о своих взглядах на жизнь и о том, как они представляют себе её Цель. Кроме руководителя группы, к концу подъёма все успели вставить своё слово. Когда же он ступил на площадку 20-го этажа, то обнаружил, что забыл внизу ключи от всех номеров и несколько пакетов. Мог ли он сказать что-либо о Цели своей жизни? Трагическим голосом он объявил: «Друзья мои, я не знаю, какова Цель всей моей жизни, но в данный момент моя основная задача – спуститься вниз и взять ключи, которые я оставил там».
Его положение сродни тому, в каком пребывает человек в современном обществе. Глава группы проявил безответственность, выбрав последний этаж, не подумав, что это может быть чревато неудобствами и сложностями. Лидеры, лишённые Прозорливости и Чувства Ответственности, сулят народу великие блага, а сами ведут общество к развалу и крушению. Желание – вот причина того плачевного состояния, в каком оказались руководитель и вся группа.
РАДОСТЬ И КОНЕЦ РАДОСТИ
(ENJOY – END-JOY)
Как-то раз одному почтенному семьянину очень захотелось отведать лепёшек, называемых «мурукку». Уходя на работу, он сказал жене: «Дорогая, вечером я принесу все продукты, необходимые для приготовления мурукку. Будет чудно, если завтра ты приготовишь их. Не помню уж, когда я ел их в последний раз».
На другой день жена замесила тесто для лепёшек. Пока она жарила их и одну за другой снимала со сковородки, ей захотелось попробовать одну. Лепёшка оказалась очень вкусной и так и таяла во рту. Женщина съела вторую, и она показалась ей ещё вкуснее, потом ещё одну, потом ещё... и так и съела лепёшки одну за другой.
Муж вернулся с работы и попросил жену принести ему четыре мурукку. Жена внесла тарелку, на которой лежала лишь одна лепёшка. Муж спросил: «В чём дело? Я просил четыре, а ты принесла только одну. Сколько же ты их поджарила?» Жена ответила: «Я приготовила 20 лепёшек». – «Так принеси ещё!» – потребовал муж. – «Мне очень жаль, но остальные я съела», – ответила жена. – «Как! Ты съела 19 штук? Как же ты смогла?» – вскричал муж. Жена взяла с тарелки последнюю лепёшку, разделила её пополам и обе части, одну за другой, отправила в рот. «Вот так я и съела все 19», – сказала она. Что мог на это ответить муж? У него не было никакой возможности исправить ситуацию, и он закрыл глаза, всем своим видом выражая глубочайшую досаду.
Муж очень хотел полакомиться своими любимыми мурукку. Бедняга! Он сделал всё для того, чтобы удовлетворить своё желание, а теперь был посрамлён самым жалким образом. Радость, которую он предвкушал, положила конец его радости!
В одном городе жил безработный. Чтобы найти работу, он сделал всё что мог. Он очень устал от просьб и поклонов, устал ходить от порога к порогу, выпрашивая место и излагая работодателям свои жалкие обстоятельства. От отчаяния он придумал план: повесил дощечку на дверях дома с броской надписью: «О.Ч.С.» и «О.Ч.Д.». Прохожие недоумевали, к какой области могут принадлежать эти титулы, считая, что хозяин дома – большой учёный и обладатель высоких степеней.
Однажды в дверь постучался пожилой джентльмен. Безработный почтительно встретил гостя, предполагая, что на него произвели впечатление титулы. Он вежливо спросил: «Сэр, позвольте узнать, что привело вас ко мне?» Посетитель ответил: «Простите, любезный, можно узнать, что означают эти степени: О.Ч.С. и О.Ч.Д.? Я слышал о званиях «О.Р.Д.С.» и некоторых других, но мне никогда не попадались такие титулы, как у вас. В любом случае я рад, что среди нас появился такой высокообразованный человек».
Безработный ответил: «Сэр! Я приношу свои извинения, но поскольку мне позарез нужна работа и я не могу больше обивать пороги и просить её у каждого, я повесил на дверь эту табличку. О.Ч.С. значит «отец четырех сыновей», а О.Ч.Д. – «отец четырех дочерей». Теперь вы понимаете, как мне нужна работа?» – признался бедняга. Подавив улыбку, разочарованный визитёр удалился.
Не стоит обманываться титулами,
которыми любят кичиться люди.
Один неграмотный и туповатый парень был призван в армию. Перед отправкой на действительную службу призывники проходили предварительную подготовку. Новенький проучился всего неделю, когда стало известно, что в часть приезжает с инспекцией армейский офицер, который будет лично беседовать с каждым солдатом и проверять работу подразделения. Младший офицер, занимавшийся военной подготовкой призывников, боялся, как бы простоватый новичок не подвёл его. Но поскольку у него уже был изрядный опыт, он знал, какие вопросы инспектор обычно задаёт новобранцам. Он заранее натаскал парня, заставив его вызубрить ответы на стандартные вопросы. Прежде всего, он велел ему запомнить последовательность вопросов. «Первым делом офицер спросит: «Сколько тебе лет?» Ты ответишь: «22 года». Вторым вопросом будет: «Давно ли ты находишься здесь?» Ты скажешь, что 2 года. Потом, скорее всего, он задаст вопрос: «Хорошо ли тебе здесь или ты скучаешь по дому?» Ты скажешь: «Оба места для меня – родной дом»».
Новобранец вызубрил эти ответы. В день приезда инспектора он среди прочих был вызван для беседы. Армейский офицер спросил: «Давно ты здесь?» Парень, запомнивший лишь очерёдность ответов, сказал: «22 года». Военный очень удивился и спросил: «Сколько тебе лет?» Призывник сказал: «Два года». – «Что за бред?! – взревел офицер. – Кто из нас псих – ты или я?» Парень тупо ответил: «Оба», – он так испугался, что смог вспомнить только первое слово из третьего ответа.
Бессмысленная зубрёжка может быть опасной. Студентам нужно сначала уяснить смысл того, что они изучают, а уж потом, для закрепления знаний, учить наизусть то, что они хотят запомнить.
ТРИ СПОСОБА СЛУШАТЬ
Царь собрал совет при дворе. Министры, придворные, учёные и служители искусств уселись на предназначенные им места. И сам царь, и его министры славились Мудростью и остротой ума. Во время совета во дворец явился Святой Мудрец. Его тепло встретили и оказали Ему надлежащие почести. Царь спросил Его: «О, Высокочтимый! Мы очень рады, что Ты присутствуешь на нашем совете. Могу ли я узнать, что привело Тебя сюда?»
Мудрец ответил: «О, царь! Я наслышан о Мудрости и сообразительности твоих министров и придворных. Здесь у меня – три красивых куклы. Я хочу, чтобы один из твоих министров оценил их и высказал своё мнение». И он положил перед царём три куклы. Царь обратился к старшему министру и передал ему кукол для осмотра и оценки. Тот лишь мельком взглянул на кукол, а затем велел слуге принести кусок тонкой проволоки.
Министр вставил проволоку в правое ухо одной из кукол. Проволока вышла через левое ухо. Он отложил эту куклу в сторону, взял вторую и проделал то же самое. Второй конец проволоки появился изо рта куклы. Он отложил и эту куклу. Когда он просунул проволоку в правое ухо третьей куклы, её второй конец не вышел ни из левого уха, ни изо рта. Все с любопытством наблюдали за действиями министра. Он же поклонился Мудрецу и сказал: «Почтенный! Третья кукла – самая лучшая. Три куклы символизируют три типа слушания. По умению слушать люди делятся на три категории. Первые хоть и слышат каждое слово, но только для того, чтобы тут же выпустить его через другое ухо. Вторые внимательно слушают, хорошо запоминают, но лишь для того, чтобы рассказать другим об услышанном. Третьи слушают, крепко задумываются над услышанными словами и бережно хранят их в Сердце. Это Лучший тип слушателей». Мудрец поздравил царя и министра с блестящим успехом в оценке кукол, после чего Благословил обоих и удалился.
НЕ СЛЕДУЙТЕ УКАЗАНИЯМ СЛЕПО
У Гуру была группа учеников. Все они были очень верны Учителю и беспрекословно подчинялись Ему. Однажды они вместе с Гуру отправились в поездку – на телеге, запряжённой буйволами. Престарелому Гуру захотелось прилечь и немного отдохнуть. Он наказал ученикам: «Милые мои! Я устал и могу задремать. Присматривайте за нашей поклажей. Не зевайте и внимательно следите за вещами, которые могут вывалиться из телеги». Ученики склонили головы в знак подчинения.
Гуру уснул, и вскоре его камандалам (кувшин для воды) скатился с телеги на дорогу. Все ученики не отрываясь следили за тем, как он падал. Гуру пробудился от дремоты и спросил: «Надеюсь, всё цело и невредимо?» – «Да, Учитель, – ответили ученики, – вот только твой камандалам упал на дорогу». – «Как! – воскликнул Гуру, – почему же вы не остановили повозку и не подняли кувшин, когда он упал? В чём же Я буду держать теперь воду? У Меня нет ничего взамен». Ученики ответили: «Учитель, Ты просил нас следить за предметами, которые могут упасть, и мы все смотрели на кувшин, когда он падал». – «Ну и простофили! – возмутился Гуру, – Я вовсе не это имел в виду! Ну ладно, сделанного не воротишь. Надеюсь, теперь вам ясно, что, если что-то упадёт, вам нужно это поднять и бросить обратно в телегу? Вы поняли?» Ученики закивали головами. Гуру опять задремал. Ученики тоже клевали носами. Внезапно телега остановилась. Буйволы подняли хвосты, и на дороге образовалась куча навозных лепёшек. Один из учеников проворно соскочил на землю и стал руками бросать навоз в телегу. К несчастью, кусок лепёшки угодил прямо в лицо Гуру. Он проснулся и увидел, что в телеге полно навоза. «В чём дело?» – повысил он голос. Ученики ответили: «Учитель, разве не Ты Сам велел нам бросать в телегу всё, что с неё упадет?»
Гуру немножко подумал и набросал на листке список предметов, лежавших в телеге. Он дал ученикам листок и сказал: «Смотрите, если какая-то из этих вещей упадёт, вам нужно поднять её и бросить в телегу». И Он в очередной раз погрузился в сон.
Между тем дорога пошла в гору, у подножья которой текла река. Пока буйволы лениво ползли наверх, ученики задремали и не заметили, как Гуру соскользнул с телеги и упал в воду. Учеников разбудил звук сильного всплеска и крики Гуру, взывавшего о помощи. Они увидели, что их Учитель барахтается в воде, и тут же схватили список: в нём было всё – до последней мелочи, но не было Имени Гуру! Они решили, что в соответствии с наказом Учителя им надо ехать дальше, не останавливаясь. Тогда Гуру громко окликнул их, велел остановить телегу и прийти Ему на помощь. Ученики были дисциплинированными – они знали, что надо подчиняться Гуру и служить Ему. Они остановили повозку, помогли престарелому Учителю выбраться из воды, после чего встали перед Ним, почтительно сложив руки. Гуру снова стал бранить их: «Что с вами сегодня? Вы хотите моей смерти? Или вы не понимаете, что ваш Долг – помочь Мне, если Я упал?»
Один из юношей вежливо ответил: «Учитель! Ты не включил Своё Имя в перечень предметов, которые нужно подбирать. Поэтому мы ничего и не делали. Мы выполнили твой приказ до последней буквы». Гуру пришёл в сильное раздражение и сказал: «Да, Я знаю, вы добросовестно исполняли наказы, но не удосужились вникнуть в их смысл и проявить хоть чуточку сообразительности».
Инструкциям нельзя следовать слепо. Это превращает человека в машину. Чтобы ваши действия всегда соответствовали требованиям ситуации, необходимо использовать свои собственные умственные способности и Интуицию.
Этот случай произошёл во время жестокой битвы между Рамой и Раваной на Ланке. Однажды, когда дневное сражение близилось к концу, отпрыск ракшаси (демоницы), сидящий на коленях у матери, был ранен случайной стрелой. Мать тут же бросила своё дитя и умчалась прочь. Наблюдавший за этой сценой Лакшмана сказал Раме: «Погляди-ка, брат! Как бессердечны эти ракшаси! Они не любят даже собственных детей!» Рама спокойно ответил: «Брат, не спеши сурово осуждать кого бы то ни было. Эта ракшаси, скорее всего, убежала и бросила ребёнка не без причины. Если хочешь, подойди к ней и спроси её сам».
Лакшмана догнал ракшаси и спросил её о причине столь недостойного поступка. Она ответила: «Да, мы демоны, но не все из нас злы и порочны. Вот Вибхишана – ты же знаешь, как он любит Раму. Ты не назовёшь его плохим, не так ли? И не кажется ли тебе, что среди вас, людей, тоже есть демоны? Не спеши осуждать и клеймить других. Я скажу тебе, почему я бросила сына, который был смертельно ранен. Когда речь идёт об Освобождении, о Спасении Души, каждое существо, будь то мать или дитя, муж или жена, идёт своим особенным, отличным от других, Путём. И одни раньше, другие позже – в соответствии со своими действиями – достигают Цели. Если я знаю, что мой сын неизбежно умрёт, зачем мне мешкать на поле битвы? В меня тоже могла попасть стрела. Я не хочу умирать, я хочу остаться в живых, чтобы Шри Рама забрал меня как пленницу в Айодхью. Кто знает, может быть, я буду благословлена Даршаном Господа, и это спасёт меня от череды рождений и смертей».
Лакшмана поклонился ракшаси и удалился. Он рассказал Раме о разговоре с ней. Шри Рама сказал: «Помни, брат, даже в том, что со стороны кажется ужасным, может быть что-то Светлое и Хорошее. О том, каково действие – достойно оно или дурно – можно узнать лишь по его мотиву. Поспешное осуждение всегда опасно».
ЗДЕСЬ ПРОДАЮТСЯ ФРУКТЫ
Продавец фруктов задумал сделать свой ларёк более привлекательным для покупателей. Он заказал художнику-графику большую цветную вывеску с надписью: «Здесь продаются фрукты». В благоприятный день он закрепил её над своим лотком.
Однажды один из покупателей заметил: «Любезный! Извини меня, но лишь в порядке доброго совета могу я сказать тебе кое-что о твоей вывеске?» Продавец ответил: «Конечно, сэр, говорите, мне интересно узнать». Покупатель сказал: «Не кажется ли тебе, что слово «здесь» – лишнее? Ведь и так ясно, что фрукты «здесь»». Торговец поблагодарил его за совет и попросил художника закрасить вывеску и написать заново: «Продажа фруктов».
Через несколько дней другой покупатель сказал: «Дорогой мой! Каждый видит, что здесь продаются фрукты. Зачем тебе слово «фрукты» на вывеске? Твой яркий прилавок с красиво разложенными разноцветными плодами и так издали бросается в глаза». Продавец удивился, что эта идея ему самому не приходила в голову. Он попросил художника замазать слово «фрукты». Тогда стало ясно, что оставшееся на вывеске слово «продажа» совершенно бессмысленно. И художник стёр и это слово. Так закончилась затея с рекламой, сама по себе вполне оправданная, на которую продавец затратил немало денег – чтобы купить кусок фанеры и трижды заплатить художнику за работу. Почему он понёс эти убытки? Только потому, что шёл на поводу капризной мысли покупателей, не давая ей собственной оценки и не вынося самостоятельного суждения.
СЛЕПОЕ ПОДРАЖАНИЕ
В Обители жил Святой Мудрец вместе со своим сыном. Каждый день старый Отшельник совершал Хому (Огненный ритуал). У них была кошка, которая любила резвиться перед огнем и очень мешала сосредоточению на ритуале. Поэтому всякий раз, перед тем как начать церемонию, Мудрец ловил кошку и сажал её под корзину. Его сын, который наблюдал это действие в течение многих лет, был уверен, что ловля кошки и её заключение под корзину – необходимые детали ритуала.
Время шло, старый Отшельник умер, и теперь его сын, продолжая Священные традиции Ашрама, совершал Огненный ритуал. В обители давно не было никаких кошек, и перед ритуалом он вынужден был обходить всю округу в поисках кошки, чтобы выполнить обряд в точности – так, как это делал его отец.
Прежде чем браться за проведение Священного обряда, нужно тщательно уяснить себе Внутренний смысл каждой его детали. Только тогда он даст ожидаемые результаты. В противном случае это может привести нас к совершению нелепых действий и превратить в мишень для насмешек.
ВЫХОД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ
Жил-был царь, который не мог выносить боль от уколов шипов и колючек, которыми были усеяны все дорожки и тропинки его царства. Поэтому он приказал своим подданным за определённое вознаграждение собрать все до единой колючки со всех дорог, аллей и тропинок. Его министр был достаточно умён, чтобы понять, насколько нелепа и бессмысленна эта затея. Поэтому он сказал царю: «Ваше величество, нанимать столько людей для того, чтобы собрать колючки с дорог – лишь напрасная трата казны. Этой работе нет конца. Лучше закажите себе пару крепких сандалий. Тогда вы сможете смело шагать по всем дорогам своих владений. Даже в лесу вам не будет грозить опасность пораниться». Царь был очень доволен советом находчивого министра.
Иносказательный
смысл этой истории в том, что ступни, не защищённые сандалиями, неизбежно будут
страдать от уколов колючек и острых камней. Так же и сердце, в котором нет Любви, болезненно реагирует на обиды и раны,
наносимые окружающими людьми, ибо такое уязвимое сердце не способно отдавать и
прощать. Только тот, чьё Сердце Полно Любви ко всем, дружески относится ко
всему миру. Тот же, кто любит только себя, живёт в одиночестве.